ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЛУС
ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКИЙ национальный улус (район) является самым молодым по времени образования из ныне существующих в республике. Постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 21 апреля 1989 года из состава Верхоянского улуса (района) выделен и образован Эвено-Бытантайский национальный улус (район) с. административным центром в селе Батагай-Алыта. Это решение утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1989 года № 12373-XI. Расположен на севере республики за Северным полярным кругом. Площадь - 55,6 тыс. кв. км. Административный центр - село Батагай-Алыта, которое от столицы республики, города Якутск, находится на расстоянии: наземным путём — 1120 км, воздушным — 850 км.
Рельеф горный. Большую часть улуса занимают низкогорья и среднегорья Верхоянской цепи, а также часть Яно-Индигирского нагорья. Средняя температура января от -36 °С до -48 °С, июля +16...+17 °С. Осадков выпадает в год от 150—200 мм до 250—300 мм. В улусе берут начало многочисленные притоки крупных рек: Лена (Джарджан, Натара, Соболох-Маян) и Яна (левый приток Яны - река Бытантай со своими многочисленными притоками). На территории улуса берёт начало река Омолой с притоками Бухурук и Туодд-Юрях.
Улус располагает месторождениями алмазов, бурого угля.
Административный центр улуса - село Батагай-Алыта. Населённых пунктов — 3 (все они сельские), наслегов — 3. Население по данным на 1989 год — 2,6 тыс. чел. В настоящее время численность постоянного населения - 2790 чел. (01.01.2014 г.). Плотность населения - 0,05 чел. на кв. км.
Численность эвенов — 903 чел (32,25 %).
Средний возраст населения - 31 год.
В экономике ведущую роль играет сельское хозяйство. Главные его отрасли: оленеводство, мясное табунное коневодство и пушной промысел. В улусе сосредоточено 10% поголовья оленей республики. Имеются совхозы «Ленинский» и «Бытантайский», община «Джаргалах», а также родовые эвенские общины «Тюгас» и «Лыбалах». Предприятия местной промышленности. Транспортная связь (внутри улуса, с другими улусами) преимущественно воздушная.
К услугам населения: улусный комбинат бытового обслуживания, клубные учреждения, народный театр, общеобразовательные и музыкальные школы, учреждения здравоохранения и торговли.
Краткая характеристика территории.
До 1963 года на карте Якутии существовал Саккырырский район. Однако, тогдашние власти без согласия населения решили разделить его путём передачи наслегов в ведение Верхоянского и Кобяйского районов. Вскоре стало очевидным, что такое разграничение было ошибочным. Разбросанные на обширной территории сёла в своём социально- экономическом развитии оказались отброшенными назад. Эвено-Бытантайский улус является одним из молодых административно-территориальных образований с национальным статусом. Эвено-Бытантайский улус на севере граничит с Булунским, на востоке - с Верхоянским, на юге - с Кобяйским, на западе - с Жиганским улусами. Западная часть территории улуса расположена в центральной части Верхоянского хребта и его спутника - хребта Орулган. Максимальная высота составляет 2389 м. С севера в территорию улуса врезается хребет Кулар. В восточной части территории улуса протекает река Батамай - левый приток реки Яна. Его крупными горными притоками являются Улахан-Саккырыр и
Аччыгый Саккырыр, берущие начало на хребте Орулган. На юго-востоке к территории улуса примыкает Янское плоскогорье. Географические координаты центра улуса села Батагай- Алыта приходятся на 67°48' с.ш. и 130°24' в.д.
Экономика улуса равным образом базируется на трёх видах сельского хозяйства: оленеводстве (4746 голов), коневодстве (1115 голов) и скотоводстве (691 голова). При этом, в 1991 году в улусе насчитывалось 13477 голов оленей горно-таёжной породы. В улусе разводят коров чистой якутской породы, не имеющей аналогов в мире. Традиционным для населения является охотничий промысел. Во время проводимых в горной местности территории улуса геологоразведочных работ были обнаружены месторождения бурого угля и алмазов.
Общая численность постоянного населения на 2000 год составила 2902 человека. Коренное население представляют эвены и якуты. Имея давние и продолжающиеся традиции культурных и родственных контактов с якутами, выходцами из соседнего Верхоянского района, эвены с течением времени подверглись языковой ассимиляции. А уже в начале 1930- х годов в школах в качестве родного стал изучаться якутский язык. Однако, это обстоятельство не вызвало недовольства со стороны эвенского населения и оценивалось как позитивное явление, способствующее быстрой адаптации кочевников к изменяющимся условиям того времени. Только с момента образования национального улуса перед современными эвенами впервые встал вопрос о возрождении утраченного языка предков.
Эвены улуса в прошлом имели самоназвание «тюгес». Также известно, что они при встрече с якутами называли себя «омуками», то есть иноплеменниками. Оставшееся в названии одного из наслегов улуса значение эвенского слова «тюгес» (Тюгесирская местная администрация) почти забыто. А означало оно тотем этого рода - тундряную чечётку. Эта маленькая птичка считалась предком-покровителем эвенов данной группы. Остаётся неизвестным когда, в какое время тюгесиры перекочевали на территорию Ленско-Янского междуречья. Предполагается, что они могли прибыть сюда с востока, преследуя стада дикого оленя. В начале XX века тюгесиры делились на три административно-территориальных рода: Южный, Средний и Северный. Большая часть тюгесиров входила в Южный род. Северный же род, ранее считавшийся основным согласно преданиям, уменьшился в результате столкновений с юкагирами. Из народных преданий известно о том, что земля тюгесиров раньше была заселена другими племенами, юкагирами и чукчами. С первыми они то поддерживали брачно-родственные отношения, то воевали, а вторые, с приходом воинственных тунгусских племён, были вынуждены уйти на восток. Таким образом, эвены данной местности, в свою очередь, могли ассимилировать часть юкагирского народа. В прошлом тюгесиры поддерживали контакты с эвенами остальных родов, проникая в северо- восточную часть Якутии, с целью обмена оленями. Также из рассказов стариков известно о существовании подобных обменов с иноязычными племенами, не относящимися к эвенам и якутам. В век утраты традиционных ценностей и вторжения массовой культуры в основном только пожилое поколение остаётся верным своим обычаям, нередко горько возмущаясь нравами современного общества. Однако, есть надежда, что новое поколение эвенов, осознав свою культурную идентичность, сможет сохранить и продолжить дело своих отцов и дедов - оленеводство и связанные с ним экологические представления народа.
В 1929 году в Саккырырском районе открылась первая школа. Началась активная ликвидация почти поголовной неграмотности. В данное время в улусе 3 общеобразовательные школы, Центр детства, ДЮСШ. Кустурская средняя школа работает по проблеме «Воспитания человека в человеке», Джаргалахская неполная средняя школа - «Повышение качества обучения путём активизации познавательной деятельности и индивидуализации», Саккырырская средняя школа - «Развитие творческих и интеллектуальных способностей ребёнка». В 1994 году на базе музыкальной школы создан Детский центр, по линии которого проводятся различные внешкольные мероприятия. Организован ассоциация молодых педагогов «Аймулдан». Около 70% учащихся ежегодно охватывается летним трудом и отдыхом.
В рамках, проводимых районными управлениями народного образования и культуры работ по сохранению и развитию традиций за 11 лет, был восстановлен краеведческий музей. В детских садах и школах детям-эвенам стали преподавать эвенский язык (литературный вариант и говор соседних ламынхинских эвенов; введение тюгесирского говора пока остаётся невозможным, но есть люди, работающие по восстановлению лексики). Открыт Центр детства, где эвенские и якутские ребята занимаются в кружках по традиционной культуре. Участвуют в республиканских культурных мероприятиях национальные ансамбли школьников. В 1993 году вышел в свет научно-популярный очерк местного краеведа Ф.И. Курчатовой «Эвены Саккырыра», а в 1999 году - сборник преданий и легенд, собранный И.Н. Слепцовым. Знатоком местного тюгесирского говора М.Е. Колесовой был подготовлен карманный разговорник. С момента образования улуса выпускается газета «Бытантай уоттара» (на якутском языке). Создана национальная ассоциация эвенов, которая призвана защищать насущные интересы своих представителей.
сайт МОиН РФ
сайт МО РС(Я)
сайт ЕГЭ
сайт ОГЭ
сайт ФИПИ
сайт ИРОиПК