Приветствую Вас, Гость

ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЛУС

ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКИЙ национальный улус (район) является самым молодым по времени образования из ныне существующих в республике. Постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 21 апреля 1989 года из состава Верхоянского улуса (района) выделен и образован Эвено-Бытантайский национальный улус (район) с. административным центром в селе Батагай-Алыта. Это решение утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1989 года № 12373-XI. Расположен на севере республики за Северным полярным кругом. Площадь - 55,6 тыс. кв. км. Административный центр - село Батагай-Алыта, которое от столицы республики, города Якутск, находится на расстоянии: наземным путём — 1120 км, воздушным — 850 км. 
Рельеф горный. Большую часть улуса занимают низкогорья и среднегорья Верхоянской цепи, а также часть Яно-Индигирского нагорья. Средняя температура января от -36 °С до -48 °С, июля +16...+17 °С. Осадков выпадает в год от 150—200 мм до 250—300 мм. В улусе берут начало многочисленные притоки крупных рек: Лена (Джарджан, Натара, Соболох-Маян) и Яна (левый приток Яны - река Бытантай со своими многочисленными притоками). На территории улуса берёт начало река Омолой с притоками Бухурук и Туодд-Юрях.
Улус располагает месторождениями алмазов, бурого угля.
Административный центр улуса - село Батагай-Алыта. Населённых пунктов — 3 (все они сельские), наслегов — 3. Население по данным на 1989 год — 2,6 тыс. чел. В настоящее время численность постоянного населения - 2790 чел. (01.01.2014 г.). Плотность населения - 0,05 чел. на кв. км.
Численность эвенов — 903 чел (32,25 %). Средний возраст населения - 31 год.
В экономике ведущую роль играет сельское хозяйство. Главные его отрасли: оленеводство, мясное табунное коневодство и пушной промысел. В улусе сосредоточено 10% поголовья оленей республики. Имеются совхозы «Ленинский» и «Бытантайский», община «Джаргалах», а также родовые эвенские общины «Тюгас» и «Лыбалах». Предприятия местной промышленности. Транспортная связь (внутри улуса, с другими улусами) преимущественно воздушная.
К услугам населения: улусный комбинат бытового обслуживания, клубные учреждения, народный театр, общеобразовательные и музыкальные школы, учреждения здравоохранения и торговли.
Краткая характеристика территории.
До 1963 года на карте Якутии существовал Саккырырский район. Однако, тогдашние власти без согласия населения решили разделить его путём передачи наслегов в ведение Верхоянского и Кобяйского районов. Вскоре стало очевидным, что такое разграничение было ошибочным. Разбросанные на обширной территории сёла в своём социально- экономическом развитии оказались отброшенными назад. Эвено-Бытантайский улус является одним из молодых административно-территориальных образований с национальным статусом. Эвено-Бытантайский улус на севере граничит с Булунским, на востоке - с Верхоянским, на юге - с Кобяйским, на западе - с Жиганским улусами. Западная часть территории улуса расположена в центральной части Верхоянского хребта и его спутника - хребта Орулган. Максимальная высота составляет 2389 м. С севера в территорию улуса врезается хребет Кулар. В восточной части территории улуса протекает река Батамай - левый приток реки Яна. Его крупными горными притоками являются Улахан-Саккырыр и
Аччыгый Саккырыр, берущие начало на хребте Орулган. На юго-востоке к территории улуса примыкает Янское плоскогорье. Географические координаты центра улуса села Батагай- Алыта приходятся на 67°48' с.ш. и 130°24' в.д.
Экономика улуса равным образом базируется на трёх видах сельского хозяйства: оленеводстве (4746 голов), коневодстве (1115 голов) и скотоводстве (691 голова). При этом, в 1991 году в улусе насчитывалось 13477 голов оленей горно-таёжной породы. В улусе разводят коров чистой якутской породы, не имеющей аналогов в мире. Традиционным для населения является охотничий промысел. Во время проводимых в горной местности территории улуса геологоразведочных работ были обнаружены месторождения бурого угля и алмазов.
Общая численность постоянного населения на 2000 год составила 2902 человека. Коренное население представляют эвены и якуты. Имея давние и продолжающиеся традиции культурных и родственных контактов с якутами, выходцами из соседнего Верхоянского района, эвены с течением времени подверглись языковой ассимиляции. А уже в начале 1930- х годов в школах в качестве родного стал изучаться якутский язык. Однако, это обстоятельство не вызвало недовольства со стороны эвенского населения и оценивалось как позитивное явление, способствующее быстрой адаптации кочевников к изменяющимся условиям того времени. Только с момента образования национального улуса перед современными эвенами впервые встал вопрос о возрождении утраченного языка предков.
Эвены улуса в прошлом имели самоназвание «тюгес». Также известно, что они при встрече с якутами называли себя «омуками», то есть иноплеменниками. Оставшееся в названии одного из наслегов улуса значение эвенского слова «тюгес» (Тюгесирская местная администрация) почти забыто. А означало оно тотем этого рода - тундряную чечётку. Эта маленькая птичка считалась предком-покровителем эвенов данной группы. Остаётся неизвестным когда, в какое время тюгесиры перекочевали на территорию Ленско-Янского междуречья. Предполагается, что они могли прибыть сюда с востока, преследуя стада дикого оленя. В начале XX века тюгесиры делились на три административно-территориальных рода: Южный, Средний и Северный. Большая часть тюгесиров входила в Южный род. Северный же род, ранее считавшийся основным согласно преданиям, уменьшился в результате столкновений с юкагирами. Из народных преданий известно о том, что земля тюгесиров раньше была заселена другими племенами, юкагирами и чукчами. С первыми они то поддерживали брачно-родственные отношения, то воевали, а вторые, с приходом воинственных тунгусских племён, были вынуждены уйти на восток. Таким образом, эвены данной местности, в свою очередь, могли ассимилировать часть юкагирского народа. В прошлом тюгесиры поддерживали контакты с эвенами остальных родов, проникая в северо- восточную часть Якутии, с целью обмена оленями. Также из рассказов стариков известно о существовании подобных обменов с иноязычными племенами, не относящимися к эвенам и якутам. В век утраты традиционных ценностей и вторжения массовой культуры в основном только пожилое поколение остаётся верным своим обычаям, нередко горько возмущаясь нравами современного общества. Однако, есть надежда, что новое поколение эвенов, осознав свою культурную идентичность, сможет сохранить и продолжить дело своих отцов и дедов - оленеводство и связанные с ним экологические представления народа.
В 1929 году в Саккырырском районе открылась первая школа. Началась активная ликвидация почти поголовной неграмотности. В данное время в улусе 3 общеобразовательные школы, Центр детства, ДЮСШ. Кустурская средняя школа работает по проблеме «Воспитания человека в человеке», Джаргалахская неполная средняя школа - «Повышение качества обучения путём активизации познавательной деятельности и индивидуализации», Саккырырская средняя школа - «Развитие творческих и интеллектуальных способностей ребёнка». В 1994 году на базе музыкальной школы создан Детский центр, по линии которого проводятся различные внешкольные мероприятия. Организован ассоциация молодых педагогов «Аймулдан». Около 70% учащихся ежегодно охватывается летним трудом и отдыхом.
В рамках, проводимых районными управлениями народного образования и культуры работ по сохранению и развитию традиций за 11 лет, был восстановлен краеведческий музей. В детских садах и школах детям-эвенам стали преподавать эвенский язык (литературный вариант и говор соседних ламынхинских эвенов; введение тюгесирского говора пока остаётся невозможным, но есть люди, работающие по восстановлению лексики). Открыт Центр детства, где эвенские и якутские ребята занимаются в кружках по традиционной культуре. Участвуют в республиканских культурных мероприятиях национальные ансамбли школьников. В 1993 году вышел в свет научно-популярный очерк местного краеведа Ф.И. Курчатовой «Эвены Саккырыра», а в 1999 году - сборник преданий и легенд, собранный И.Н. Слепцовым. Знатоком местного тюгесирского говора М.Е. Колесовой был подготовлен карманный разговорник. С момента образования улуса выпускается газета «Бытантай уоттара» (на якутском языке). Создана национальная ассоциация эвенов, которая призвана защищать насущные интересы своих представителей.