Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый и профильный уровни. Результаты единого государственного экзамена по географии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по географии.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ.
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ.
Содержание и структура контрольных измерительных материалов по географии определяются необходимостью достижения цели единого государственного экзамена: объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, для их дифференциации по уровню подготовки и конкурсного отбора в организации среднего и высшего профессионального образования. Содержание КИМ ЕГЭ по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе ЕГЭ 2015 г., осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». В этом документе выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.
• Источники географической информации
• Природа Земли и человек
• Население мира
• Мировое хозяйство
• Природопользование и геоэкология
• Регионы и страны мира
• География России
В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные географические знания для объяснения различных событий и явлений повседневной жизни. Количество заданий, проверяющих знание конкретных разделов школьного курса географии, определяется с учетом значимости отдельных элементов содержания и необходимости полного охвата требований к уровню подготовки выпускников.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 41 задание, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом (26 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности). Ответами к заданиям части 1 являются цифра, число, последовательность цифр или слово (словосочетание). В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
1) задания, требующие записать ответ в виде одной цифры или числа;
2) задания, требующие записать ответ в виде слова;
3) задания, требующие записать ответ в виде последовательности цифр,
в том числе на установление соответствия географических объектов и их характеристик, с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка, на установление правильной последовательности элементов. Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (1 задание повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности). Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.
Соответствие первичных и тестовых баллов в 2014 г.